14 ноября 2013 г.

Узбекская керамика + Самарканд

Два года тому назад я уезжала из Узбекистана сыто откормленная самсами, тяжело нагруженная тюбетейками и вышивками-сюзани, и вполне себе уверенная, что мне еще суждено вернуться.  А иначе как же? Ведь Самарканд и Бухара не смотрены, тарелки расписные не куплены.

Милости от судьбы ждать пришлось, конечно, долгонько. Но жаловаться не буду, потому что грех. Есть у меня теперь Самарканд (надо сказать, что поездка в этот город стала для меня одним из самых ярких впечатлений последних месяцев). Есть и тарелки. Три. Большие. Тяжелые. Носила их в аэропортах не спуская с рук, как любимых деток. И совсем скоро расписная красота узбекских мастеров заживет своей красивой алладинново-алибабовой сказочной жизнью на лаконичном фоне серой итальянской рогожки в кухне.  

Две тарелки на фото сверху украшены традиционной сине-зеленой ферганской росписью. Узор на зеленой тарелке ниже гравирован иглой, работа тоже ферганская, но имитирует "бухару". И, к слову, поскольку в Бухаре (как и в Хиве) я так еще, все еще и не была, то есть смутное ощущение... 
Роспись на бытовой керамике явно вдохновлена шедеврами самаркандского Регистана. 
Мозаика на мечетях и медресе фантастической красоты и древности. Затейливая вязь бесконечна и удивляет бесконечно. Если вспомнить, что стены эти видели караваны с Шелкового пути... И даже самого Тамерлана... Просто захватывает дух. 

Говорят, что Бухара затмевает Самарканд. А Хива затмевает Бухару. Как представить себе это? 

2 комментария: